098-923-78-03


• Новости •


Как выучить немецкий самостоятельно?

Как выучить немецкий самостоятельно? Как выучить немецкий с «нуля»? Как быстро выучить немецкий? Как выучить немецкий в домашних условиях? Это чуть ли не самые популярные запросы в Интернете на тему изучения немецкого языка. Вера в новые возможности эпохи Интернета, когда любое знание (в том числе и ложное, ошибочное - и даже беглое ознакомление с тем, что имеется в Интернете (Youtube. Instagram, приложения и ресурсы) на тему изучения немецкого языка в бесплатном доступе это подтверждает) находится на расстоянии в несколько кликов, дает людям повод попробовать свои силы в самостоятельном изучении немецкого. 

Не алгоритмом единым

Вариантов ответов на этот вопрос великое множество. Хотя все они сводятся примерно к одному и тому же алгоритму, который на столько правилен, на сколько и бесполезен (та-там). Заключается он в следующем:

Как выучить немецкий самостоятельно?
Алгоритм/последовательность действий

1) Алфавит и правила чтения (может затянуться*)
2) Основы грамматики (то же самое*)

3) Найдите учебник (почему не сразу так?))) *)

4) Гаджеты и соцсети на немецком ( не раньше А2+/B1**)

5) Разговорные клубы и общение с носителями (не раньше А2*)

6) СМИ, музыка, кино и т. п. на немецком языке (не раньше В1*)

Алгоритм безусловно правильный, и походя хочу заметить, что он абсолютно правильный не только при самостоятельном изучении немецкого или любого другого иностранного языка, но и при изучении его с профессиональной помощью — это дидактика, логика обучения и она универсальна независимо от формата изучения, независимо от того, учишь ли ты немецкий самостоятельно или тебя обучает репетитор или ты занимаешься на курсах немецкого языка.

* комментарии в скобках от автора, ** можно раньше, но сохранять контакт или менять настройки будете по 30-40 минут)))

О способностях и цене времени

Проблема заключается в том, что воспользоваться этим алгоритмом могут в масштабах популяции ну если не единицы, то очень немногие, по моим оценкам вряд ли больше 1-3% людей или 10% от количества желающих изучить немецкий. 

Это в первую очередь те, кто в последствии сам стал преподавателем: по моим наблюдениям практически никто из моих коллег-преподавателей не посещал ни курсы, не занимался с репетиторами, а довольствовался теми азами, что дает школьный курс, а в остальном проделали (и продолжают) путь с «нуля» до «профи» самостоятельно. Вторая категория, это т. н. «круглые отличники» (хотя их и среди преподавателей достаточно), которым физиологические особенности памяти и мозга — речь идет о способности к анализу, категоризированию, нахождению соответствий и, в конце концов, не среднестатистической усидчивости и работоспособности — позволяют самостоятельно изучить (не один) иностранный язык. Т.е. те, кто попросту говоря хорошо «умеют учиться» вообще.

Объясню детальнее. Во-первых, язык — это крайне разносторонний и объемный (десятки тысяч слов и миллионы (!) комбинаций) феномен. То, что в алгоритме, выглядит одним подпунктом на практике может иметь сотни нюансов. Поиск и фильтрация информации (вспомните о ложных и ошибочных знаниях), выход из тупиковых направлений (поиски могут завести не туда), организация обучения требуют недюжинных способностей, знаний в смежных областях и интуиции (по сути тех же знания, но на подсознательном уровне), которые имеются не у многих.

И это вопрос не только способностей. Речь также идет о времени, необходимом для все этого. Процесс самостоятельного поиска ответов на вопросы может даже с учетом «Google Вам в помощь!» затянуться и экономия времени (я не трачу время, сидя с «тупой» группой на уроке) и денег (откажусь от занятий с репетитором, частным преподавателем) окажутся иллюзией. Процесс изучения может потерять динамику, отвлечь Ваши умственные ресурсы от основной деятельности и в конечном итоге привести сначала к нервному срыву, а потом (как там говорится, гнев - отрицание - торг - принятие) и осознанию необходимости, или скорее целесообразности, обратиться за профессиональной помощью, на курсы немецкого языка или к репетитору.

Поэтому если у Вас возник вопрос «Как выучить немецкий самостоятельно?» и Вы не знаете на него ответа, то правильным ответом на этот вопрос будет «Никак.». Вам следует (обязательно) обратиться за профессиональной помощью.

Как выучить немецкий самостоятельно?
Новый алгоритм.

1. Есть собственный ответ на вопрос: приступаю к изучению.
2. Не знаю ответа на вопрос: обращаюсь за профессиональной помощью.

Последним очень часто пользуются многие из категории «круглых отличников», т. е. тех, кто в принципе и сам мог бы выучить немецкий, как и любой другой язык. Ведь умный человек, понимая затраты времени и усилий на самостоятельное изучение языка легко поймет, что с квалифицированным преподавателем он сэкономит уйму времени на ненужные поиски, а также приобретение, и последующее исправление неправильных знаний и навыков.

Не быстрее и уж точно не лучше ...

Мы регулярно сталкиваемся с людьми, которые начинали изучать язык самостоятельно. Определенных успехов можно сравнительно легко добиться на начальных уровнях - в пределах А1 — и это именно то время, когда к нам обращаются большинство начавших изучение самостоятельно. Это ожидаемо. Уже начиная с А2, потом на В1 объем лексического материала, равно как и затраты времени, необходимые для самостоятельного поиска «ответов на вопросы», нарастают как снежный ком.

И каковы же их успехи? Не более чем в 10% (!) случаев можно сказать, что люди изучавшие немецкий самостоятельно, во-первых, готовы так же, как и те, кто изучал немецкий у нас на курсах (речь, конечно, о прилежных учениках), во-вторых, никто из них не добился такого же результата как и на курсах быстрее (в среднем на развитие базовых языковых навыков (А1) у них уходили те же 2-3 месяца).

Всего 10% из начавших изучать немецкий язык самостоятельно
добиваются успехов, сравнимых с изучением немецкого на курсах.

В остальных 90% (!) случаев мы наблюдали разной тяжести проблемы, которые иногда (30-40%) позволяли продолжить обучение на уровне А1.2 или А2.1 с дополнительной, но еще решаемой, нагрузкой для преподавателя, а иногда (более половины случаев) мы вынуждены были сообщать, что «Ваши знания Вам конечно помогут», но «обучение придется начать с «нуля»». Доходило до того, что люди не знали как следует даже «пресловутого» алфавита.

Помогают самостоятельно приобретенные «знания» тоже не всегда: зачастую преподавателю еще нужно прилагать дополнительные усилия, чтобы, во-первых, сначала убедить ученика в том, что то, что он понял, мягко говоря, не соответствует действительности, а потом, преодолевая сопротивление, научить его правильно. А переучивать, как Вы знаете, занятие хуже нет.

Что касается сроков, то эти успехи, а иногда "успехи" в самостоятельном изучении немецкого достигаются в те же (!) сроки, что и на курсах при интенсивном (3 занятия в неделю) графике обучения, который вполне ожидаемо соответствует объему часов согласно Общеевропейским рекомендациям, а именно

Базовый немецкий (А1) - 120 - 200 ак. часов,
т.е. 2-3 месяца*

И ускорить изучение, «перепрыгнуть» этот объем часов и необходимого для этого времени не удастся никому не самостоятельно, не с «чудо-репетитором», ни по «экспресс-методу» как их там всех зовут … 

* Речь идет об овладении немецким на уровне А1, а не подготовке к сдаче экзамена на соответствующий сертификат немецкого языка А1 (Гете-Сертфикат А1, Start Deutsch 1). Подготовиться к нему можно за минимум 1,5 месяца (как правило, с профессиональной помощью), но изучение языка на уровне А1.2 нужно будет продолжить, так что в результате Вы потратите уже упомянутые 2-3 месяца.

Ресурсы, (не) требующие ресурсов

Что же можно порекомендовать/отсоветовать из того, чем пользовались начавшие изучать немецкий самостоятельно.

Учебники немецкого языка

Наибольших успехов достигли те, кто изначально полагался на учебники, либо (пост)-советские, переводно-грамматические с объясненной на родном языке грамматикой, либо оригинальные (немецкие) коммуникативные, которые сейчас используются на курсах. Справедливости ради должен заметить, что как правило эти люди относились к категории «круглых отличников» или около того, что они собственно и продемонстрировали, самостоятельно выбрав правильный вариант изучения, и чем во многом и объясняются их успехи в изучении. Теперь пробежимся по остальным, наиболее популярным "ресурсам".

Duolingo (приложение)

"(Почти) пустая трата времени"

Я категорически не то что не советую, а советую не воспринимать всерьёз и не инвестировать время в duolingo. Это ограниченно полезно и очень неэффективно. Лучше уж просто учить интересующие Вас слова, пользуясь при этом словарем с аудио-файлом. Плюс ведет к прокрастинации (желании постоянно повторять изученное и боязнь нового) и сильно сковывает речь (очень ограниченный контекст). По наблюдениям за человеком после 100+ законченных уроков по duolingo.

Стоит познакомиться, как опыт и развлечение. Ссылка выше.

Hallodeutschschule (анимированные видео)

"Не рекомендую однозначно. Предостерегаю."

Несмотря на объем и затраты, полная ерунда, хуже duolingo. Методически крайне слабо, но тут другая крайность в отличие от duolingo: слишком длинные видео, не введена лексика в контексте, нет адекватных заданий (я вообще не верю в записанные уроки и обучение на платформе, ну по крайней мере ничего достойного и реально работающего еще не встречал). Если Вы «круглый отличник», это Вас просто перегрузит и «замедлит», т. к. не даст полноценно развиться базовым структурам, стартовым ячейкам нейросети. Если Вы послабее, вгонит в ступор, создаст в голове кашу.

Deutsche Welle и «Nikos Weg» (фильм с заданиями)

«Неплохо, но не самостоятельно»

Мы с удовольствием (для слушателей в т.ч.) используем фильм "Nikos Weg" на занятиях, но делим его на части и предлагаем к просмотру с учетом программы обучения, т. е. когда у учеников уже есть база, чтобы что-то понять и усвоить из фильма. К каждой части есть правильно, доступно для данного уровня сформулированные вопросы (с оригинальными заданиями неподготовленный пользователь работать не сможет, слишком много незнакомой лексики), просмотром в классе руководит преподаватель, обращая внимание на ключевые моменты — в общем, повторюсь, без профессиональной адаптации ресурс раньше, чем на А2-В1 не работает.

Youtube и Instagram

«Пустая трата времени, без почти»

В сети кишит видео на тему изучения немецкого языка, не могу назвать их полноценными (видео)-уроками, некоторые c изобразительной точки зрения сделаны по всем законам успешного видео-контента, но это всего лишь контент на сколько привлекательный, на столько и бесполезный. Основная проблема в том, что информация, как правило грамматическая, представленная в этих материалах по всем методическим канонам требует практики, а практика требует введения лексики, используемой в контексте, а это значит, что необходим полноценный урока, на нужном уровне, на нужном этапе обучения (зачем Вам знать о 10 (!) значения глагола lassen, если Вы по-немецки «ни даже-даже»).

Т.е. все это интересно, но с точки зрения коэффициента полезного действия потраченного на просмотр этих роликов времени абсолютный «шрот». И если бы они, блогеры, это понимали, то не занимались бы этой ерундой. Но не будем забывать, что и снимаются эти «учебные» видео в рекламных целях, чтобы в конечном итоге привлечь Вас на курсы. Теперь судите сами, какого качества будет это обучение, если их авторы занимаются созданием заранее бесполезного контента.

Короче, не люблю "немблогеров" - 99,9% выскочки и дилетанты, язык у 30-40% неплохой, но методически на среднем 3. Есть смешные shorts, но это больше для смеха, и к изучению отношения не имеет, помните об этом!

Те, кого мы не видим

Как я сказал выше 99% из тех, кто обращался к нам после того, как начал изучать язык самостоятельно, приходили на уровне не выше А2.1. А что же с самостоятельным изучением немецкого на А2, В1 и выше. 

Выше я писал о необходимости фильтровать информацию в процессе самостоятельного поиска «ответов на вопросы». Помимо опасности наткнуться на ложные знания, существует риск ложных интерпретаций. В некоторых случаях речь идет о нюансах, имеющих критическое значение для дальнейшего использования языка. И вот эти «бракованные зерна» прорастают миной замедленного действия и без профессионального вмешательства превращаются в тупик т. н. «природного А2» (неправильная структура предложений, переводная речь, отсутствие или неудовлетворительное качество флексий (изменения существительным по падежам и глаголов по лицам и времени - яркий пример мэр Киева Виталий Кличко (посмотреть можно здесь, начиная с 51.55), хотя он скорее не доучил, не дожал). Так вот многие становятся жертвами этих неотфильтрованных ошибок и их язык «цементируется» на уровне А2, он дальше не может развиваться - это известный феномен. Сверхчеловеческие усилия необходимые для дальнейшего продвижения (и исправления ошибок) приводят к отказу от дальнейшего обучения — люди забрасывают язык на таком себе разговорно-бытовом уровне без претензий на правильность и точность выражений.

Ну, а с остальными мы не знакомимся вообще. Это те до 10% от общего количества изучающих немецкий, кто все-таки справляются самостоятельно. Или как, я говорю, это те в среднем 150 учеников в Киеве (по всей Украине 250), которые сдают Test DaF (экзамен уровня С1 для желающих поступать в ВУЗы в немецкоговорящих странах), при том что во всем городе в группах С1 учатся от силы 50 человек. Вывод: значит остальные 100 (по всей Украине до 200) изучали самостоятельно и таки дошли до уровня С1. Из 40-то миллионов жителей. Я же говорил, в масштабах популяции — единицы! И там у каждого свой путь и ответ на сокровенный вопрос «Как выучить немецкий самостоятельно?» 

Вместо эпилога

Итого, выше описанный алгоритм самостоятельного изучения немецкого (любого иностранного языка) на сколько условно правильный, на столько и абсолютно бесполезный. Потому что тому, кто в состоянии пройти этот путь самостоятельно, он не нужен, у него есть свой, который в следствие самой логики обучения +/- у всех одинаковый. 

Многие из тех, кто в состоянии изучить немецкий самостоятельно, все-таки изучают немецкий на курсах немецкого языка, реже с репетитором, либо комбинируя в разное время разные форматы изучения немецкого с профессиональной помощью с самостоятельным изучением. Основная причина — это экономия время! 

Эта статья не повод отказаться от самостоятельных усилий. Даже наоборот. Напомню, что курсы предлагают объем часов по нижней границе Общеевропейских рекомендаций. Т.е. если например для уровня А1 это 120 - 200 ак. часов, то на курсах Вы получите в лучшем случае 120 ак часов. А остальное время крайне желательно добрать самостоятельно. Курсы не панацея — это минимальный объем для того, чтобы язык правильно и устойчиво развивался, и путеводитель по изучению. Основную работу Вам предстоит в любом случае проделать самостоятельно. 

P.P.S Сегодня после 10 лет учебы и работы в Германии, после 20 лет руководства школой немецкого языка, в свое время изучив язык самостоятельно до уровня написания научных статей и стихов (да-да и такие таланты у нас имеются ))) ) на немецком, окажись я сегодня перед выбором изучать новый иностранный язык, я бы … снова стал изучать его самостоятельно. Потому что мне нравится во всем разбираться самому, глубоко понимать и пощупать, как все устроено. Но ... это мой путь и на то я и директор языковой школы, чтобы помогать изучать язык тем, кто выбрал в жизни другую профессию.

P.P.P.S. Ну разве что из любопытства сходил бы в школу такую, как наша (минутка рекламы). Может знаете, где хорошо учат китайскому?))



• Новости •


• Экзамены Гете-Института возвращаются в Киев •

в сентябре 2023. Актуальное расписание и цены.

• DTZ (Deutschtest für Zuwanderer): объясняем подробно. •

Что такое DTZ? Что он дает? Как получить и готовиться? Объясняем подробно.

• Что такое "плато В1" и зачем нужен курс В1+? •

Как преодолеть "пробуксовывание" в прогрессе на уровне В1? Рецепт от "Академии Аахен".

• Специальная "летняя" цена на курсы немецкого •

4200 грн. вместо 5200 грн. за подуровень (курс). С 15.06.23 по 31.08.23

• Мы снизили цены на обучение. С 08.09. •

Курсы немецкого языка в Киеве стали доступнее на 1000 грн.

пер. Козловского, 3